Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Поиск

Приводится краткая историческая справка Чуриковского поселения и входящих в поселение населенных пунктов (история создания, дата, история наименования населенных пунктов, о промыслах, замечательных людях и т.д.) 

Село Чурики возникло на берегу реки Берёзовка как починок Становые в первой половине 17 века ( 1631 – 1646гг.).
Починок Становые значит стоять. Начало стоять село по левому берегу реки и по отрогам трех ласков ( Бобрики, Большой Лисий), среди лесов, богатых зверьем, птицей и природными дарами. В переписной книге поместий и вотчине боярина Никиты Ивановича Романова значится: « В новом починке Становые, а в нём крестьян: во дворе Федька Худяков,… во дворе Нифонка Ефремов,… во дворе вдова Оксиньица Васильева дочь и у ней сын Титко Степанов сын Орлов, да у ней же подооседник Федька Григорьев сын Шириев…, дворы бобыльские: во дворе Офонька Петров, у него сын Алешка… во дворе вдова Овдотьица Васильева».
Это – первые поселенцы села. В 1719 году Скопинская волость была отдана во владение императрице Екатерине 2, в 1729 году передана в ведение Дворцового конюшенного приказа, а с 1732 года – канцеляции.
Название села Чурики впервые встречается в документах 2-й ревизии населения. В этих документах названия села Становые и Чурики тождественны. Во второй половине 18 века село стало окончательно называться Чурики. Во время генерального межевания земель в 1779 году первоначальное название села Становые – было окончательно утрачено и не употреблялось даже в официальных документах.
В конце 19 века в селе насчитывалось более трех тысяч жителей и 750 дворов. Через него проходили большак, который соединил Скопин с Рязанью.
Немало народных умельцев жило в Чуриках; бондари, кузнецы, скорняки, шорники, ложечники. Вся необходимая в хозяйстве утварь изготовлялась местными мастерами. Шили тулупы, валяли валенки , плели лапти.
Шумели на селе и богатые ярмарки, крутились карусели, веселые скоморохи зазывали в балаганы.
Подушное владение землёй обязывало крестьян платить подати. Земли было мало. Зимой мужчины подрабатывали в Москве извозом.
В селе была мельница и деревянная Церковь, сгоревшая в 1839 году от молнии, в 1843 году поставлена была новая деревянная – в честь Богоявления Господня. На том же самом месте в середине 19 столетия пленные турки построили церковь из красного кирпича на белокаменном цоколе. Пол церкви был выстлан метлахской решеткой удивительной красоты. Окна церкви имели мозаичные разноцветные витражи, сиявшие всеми цветами радуги. Храм был построен в лучших классических традициях церковного зодчества. По размерам и красоте храм Богоявления Господня сравнивали с Богоявленским собором в Москве. Мощный звон многопудового колокола Чуриковской церкви слышался далеко в округе, во вьюжные зимние ночи помогал путникам не сбиться с пути.
Возле храма поставлен памятник из черного мрамора. На нем надпись: « Здесь погребен строитель сего храма села Чурики священник Федор Иоаннович Черкасов. Даты жизни 1829 – 1902гг., священствовал в Чуриках 48 лет».

На голгофу ушла из Скопинского уезда староста Наталия. Вернулась - в лике Святых.
ВЛАСТИ НЕ ПОДВЛАСТНАЯ

Наталья Ивановна родилась в 1895 году в благочестивой крестьянской семье в селе Чурики Скопинского уезда Рязанской области. Трудолюбивые родители привили пятерым детям любовь к Церкви и дали возможное для крестьянских детей образование. Наталья окончила три класса сельской школы и с большим интересом читала Священное Писание, духовную литературу, не пропускала ни одного церковного богослужения. Достигнувшую совершеннолетия Наталью выдали замуж за верующего односельчанина Степана Козлова. Так и жила крестьянская семья молитвой и трудами: летом работали на земле, ухаживали за скотиной, а зимой Степан отправлялся в Москву, где имел магазин готового платья, а Наталья воспитывала восьмерых детей. 
Но неумолимо приближалось страшное время безбожия.
В те страшные годы Наталия Козлова была выбрана сначала казначеем, а потом старостой Богоявленской церкви села Чурики. Она почти еженедельно ездила в Москву, где приобретала свечи и все необходимое для богослужений, у себя дома пекла просфоры. За усердные труды на благо Церкви в 1935 году епископ Игнатий наградил ее Почетной грамотой.
Тем временем в Скопине и уезде закрывали храмы, конфисковали церковное имущество, арестовывали священников. Половину Богоявленского храма в Чуриках отобрали у верующих под зернохранилище. В декабре 1936года в Чуриках было организовано массовое шествие. Более 200 верующих прошли к сельсовету с требованием освободить из-под ареста бывшего настоятеля Богоявленского храма священника Евгения Светлова. Не могла оставаться равнодушной Наталья Ивановна и к тому, что половину церкви колхоз занял под склад. Она призывала сельчан добиваться возвращения храма, а сама в мае 1937 года поехала в приемную М.И.Калинина, куда передала более 400 подписей односельчан с просьбой возвратить часть храма. Во времена всеобщего доносительства и жесточайших гонений Наталия как истинная христианка не боялась поддерживать связь с « врагами народа». 
Она отправляла деньги находившемуся в то время в заключении епископу Игнатию, а со священником Евгением Светловым вела переписку, рассказывая ссыльному батюшке о делах прихода.
Активная деятельность церковной старосты не вписывалась в планы новых властей. По их понятиям, слишком активны были «церковники « в Чуриках. Наталью Козлову арестовали летом 1937 года и обвинили в том, что она « являлась руководителем контрреволюционной группы церковников и высказывала террористические настроения по адресу русского правительства».
Вместе с Наталией были арестованы и члены Церковного Совета Богоявленской церкви Василий Абрамкин и Василий Орлов.
16 августа все трое были переправлены в Таганскую тюрьму, где 10 сентября « тройка» НКВД приняла решение: « Козлову Наталью Ивановну расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года вблизи поселка Бутово Московской области.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Декабрь 2004 года по праву первого зимнего месяца укрыл уездный город белоснежным покрывалом. По свежему снегу к Сретенскому храму с раннего утра тянулись люди. Всем хотелось помолиться за торжественным богослужением, посвященным причислению к лику святых новомучеников – простой крестьянки Наталии Козловой.